Не могу сказать, что кошмарные видения моего поврежденного в самый неподходящий момент ноутбука преследуют меня постоянно. Я никогда не сдаю его в багаж, не кладу на удобные для сидения поверхности и ношу только в рюкзаке, оснащенном системой демпферов. Но если требуется предъявить мобильного друга сотрудникам службы безопасности аэропорта на фоне истеричных объявлений об окончании посадки на ваш рейс? Отвлечься и забыть застегнуть сумку/ рюкзак — элементарно. Проводник-благодетель со стаканами чая может возникнуть в вашем купе, когда вагон трясется и раскачивается, а вы, не ведая беды, благословляете конструкторов, предусмотревших в лэптопе не только пижонский тачпад, но и скромный pointstick.
Благодарные зрители могут наклониться над вашей свежайшей покупкой из разряда «пусть они лопнут от зависти» во время кофе-брейка, не выпуская из рук чашек и бокалов и в восторге подталкивая друг друга. И еще опасность, которая всегда рядом, — это полет хрупкого агрегата на пол после случайного рывка за кабель электропитания.
По версии дотошных исследователей из Technology Business Research (TBR), на ремонт ноутбуков от падения лэптопа в процессе его транспортировки (в неактивном состоянии) приходится до 40% от всех серьезных поломок, воздействие жидкостей — немногим более 20%, падение на него различных предметов — порядка 10% и полеты работающих устройств со столов — около 5%. Понятно, что эти результаты изучают не только владельцы, но и производители ноутбуков. До 2001 г., правда, ничего особенного в массовых продуктах просто не предусматривалось. В то же время отдельные фирмы сразу взяли курс на борьбу с неприятностями и предложили делить свои особо прочные модели на категории: business-rugged, semi-rugged и наивысшую — rugged. В первой из них (лэптопы с защитой от бытовых сюрпризов) шасси сделано из магниевого сплава, жесткий диск окружен гасящими удар полимерными амортизаторами, а кабели между ним и материнской платой достаточно гибкие, чтобы не послужить средой для распространения ударной волны.
В системы классом выше добавляются специальные водонепроницаемые мембраны, препятствующие попаданию жидкости под клавиатуру, тачпад и решетки динамиков. Экранные крышки здесь снабжены дополнительными амортизаторами и полостями — против продавливания. С ноутбуком, соответствующим армейскому стандарту США (MIL STD810F), хозяин может хоть по жидкой грязи в джунглях ползать, хоть в прокатном цеху данные вводить, хоть во время самума в пустыне пасьянс раскладывать.
Так выглядят модельные ряды Twinhead DU-RAbook, Itronix GoBook и, конечно, Panasonic Toughbook. Но чем выше степень защиты, тем система тихоходнее и дороже, да и дизайн у нее напоминает скорее БТР, чем лимузин. Поэтому внедрение защитных функций в mainstream-продукцию происходит медленно и с оглядкой на конкурентов. Вначале в IBM ThinkPad и Compaq Evo появились корпуса повышенной прочности, у ThinkPad — даже из титанового сплава. Затем в бизнес-ноутбуках HP, Toshiba и Fujitsu Siemens стали амортизировать HDD, a FSC — еще и экранировать их от электромагнитных воздействий. Проходит еще год, и ThinkPad оснащаются системой парковки головок жесткого диска, защищающей от ударов и вибраций, когда крохотный гироскоп отслеживает все происходящее с ноутбуком. На следующий год Toshiba тоже берет ее на вооружение и вдобавок ставит под клавиатуры Тесга такие мембраны, которые дают 2-3-минутную задержку проникновения жидкости внутрь устройства, что позволяет оперативно отключить компьютер и вынуть батарею.
Samsung XI получил вместе с мембраной дренажное отверстие, через которое жидкость может в случае чего вылиться. А уже в текущем году гироскопные системы и влагостойкие клавиатуры появились в бизнес-семействах почти у всех лидеров рынка. Осталось совсем чуть-чуть, чтобы эти продукты можно было на полном серьезе объявить business-rugged. Например, подобно Apple реализовать магнитную защелку, которая при рывке силового кабеля отсоединяет его от корпуса.
И каковы будут последствия? По данным того же TBR, меньше всего эти усовершенствования коснутся офисных сидельцев, проводящих в конторе больше половины рабочего времени. У них процент поломок и так всего 2,5% от общего числа обращений в сервис. Но стоит им перейти в активную категорию сотрудников и проводить вне офиса хотя бы 50% своего времени, как процент повреждений взлетит раза в четыре.
Еще большая «мобилизация» (до 80% времени «в поле») поднимет его еще примерно на четверть — до 14%. А вот у самых матерых «воинов дорог» он резко падает — до смешных 3%! Я трактую это так: с одной стороны, благодаря накопленному опыту мобильные асы с честью выпутываются из различных передряг. А с другой — они могут себе позволить существенно более надежную (и дорогую) защиту. Экономия здесь выйдет боком.